Жизнь в изгнании
или что такое быть евреем?
Галут - это изгнание. Галутом, чтобы вы знали, евреи называют свою жизнь вне пределов страны Израиля. Вот жили они себе спокойно в своей стране и в своем собственном доме, делали, что хотели, устраивали свою жизнь по своим собственным представлениям (плохим или хорошим, не о том речь), как и все остальные народы, живущие на своей земле. А потом произошло нечто, в результате чего практически весь народ не по своей воле, а насильно, отправился в скитания по всей земле. Ну, не сразу, конечно, по всей, а постепенно. По мере того, как изгоняли из одного места, приходилось идти в другое. Европа, обе Америки, Азия, Африка, Дальний Восток, - нет на земле, пожалуй, ни одного места, куда бы ни ступала нога еврея, и где бы обошлось без этой самой еврейской ноги.
А почему гнали-то? А вы попробуйте долгое время засидется у кого-либо в гостях...
Естественно, на чужбине, в изгнании, условия жизни несколько иные, чем на родной земле. На чужбине тебе постоянно напоминают о том, что ты - гость. Напоминают по разному - то в гражданских правах урезают, то - требуют дополнительной арендной платы, а то и просто указывают на выход. Или из дома, или из страны, или из определенных сфер жизни общества (как это было, например, в бывшем СССР, когда евреев не пускали учиться в определенные ВУЗы), а то указывали и на выход из самого этого счастья - какой-ни-какой, а все-таки жизни.
Притом, чуть-что, если какая неприятность случается, кто в этом виноват оказывается? Конечно же, они - пришельцы. Самая незащищенная часть общества. Отвечать за содеянное никто не торопится. И тут вот как раз вспоминают о пришельцах. Быть козлом отпущения для других приходилось так часто и так много в еврейской истории, что появилось даже название этому явлению - антисемитизм, суть которого можно выразить в трех словах. Во всем виноваты евреи. Как говорится, если в кране нет воды, значит, выпили ..., ну, понятно, кто.
А быть всегда и во всем виноватым, сами понимаете, не сахар. Виноватых ведь наказывают. Да и вообще смотрят на них искоса.
Вопрос, который меня волнует в связи с ним, звучит так - а почему, собственно, я? И кто я, собственно, такой, чтобы отвечать за всех? Но и это еще не все.
Когда ты попадаешь в среду своих, тут уже они внимательно присматриваются к тебе, а свой ли? Еврей или нет? Не примазался ли? И тут возникает иной вопрос - уже к самому себе. Так, кто же я - еврей или нет?
Если, таки да, то пишу я эти строки на своей исторической родине, то есть, в Израиле, куда я репатриировался на законном основании ровно четыре года назад. И тогда, вся моя предыдущая жизнь (до репатриации) прошла именно в Галуте.
Если таки нет, на чем настаивает ортодоксальная, то есть, воинственно религиозная часть израильского общества, то я в Израиле просто иммигрант, каким мог быть и в любой другой стране мира. А значит, по сути, и не оле хадаш (новый восходящий к Земле обетованной), и моя репатриация вовсе не алия - то бишь, восхождение к святости Эрец Исраэля, а простая смена страны проживания.
Как мне сообщили в министерстве внутренних дел Израиля, где я получал теудат зеут (удостоверение личности), -
в Израиле меня не признают за еврея. И это на основании того, что моя мама, пусть будет ей хорошо, не принадлежит к этому благословенному народу (в отличие от моего папы).
Услышав такое заявление, мне сразу вспомнилась известное выражение, что бъют ведь не по паспорту, а по морде.
А вообще, вопрос этот, конечно, интересный. Ведь от ответа на него фактически зависит ответ на другой вопрос - случайно ли я оказался в Израиле или по промыслу Того, Чье имя благословенно. За кого Он, благословенный, собственно, меня держит? И для чего, собственно, я Ему нужен?